Как поступить с сотрудниками, закрывая офис, магазин или филиал

В пандемию закрылось множество предприятий, сотни тысяч людей остаются без работы. Хотя причины объективны, люди так или иначе винят в своих бедах работодателей. Поэтому службам персонала, как никогда, важно соблюдать законы и правильно общаться с сотрудниками при закрытии филиала, магазина или офиса.

Вот компания закрывает несколько точек продаж, в одном регионе закрывается единственный офис, в другом останутся другие офисы. Как действовать?

1. Наиболее гуманный сценарий – сохранить персонал. Если сотрудники ценны и вы хотите продолжить с ними отношения, можно перевести их в другие подразделения, магазины или офисы. Но надо помнить, что перевод – дело добровольное. Сотрудник может отказаться от вашего предложения. И тогда речь зайдет о расторжении трудового договора на основании ст. 77 Трудового кодекса (ТК), ведь сотрудник не согласен с изменениями условий труда.

2. Если компания закрывает одно подразделение в регионе, но не все, речь пойдет о сокращении штата на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК. Важно полностью соблюсти процедуру. Прежде всего, надо уведомить людей за два месяца до даты закрытия. Если у компании есть вакансии в данном регионе – в других магазинах или административном офисе, – обязательно предложите их. Причем лучше сделать это несколько раз. А предлагать ли работу в другой местности или нет, зависит от внутренних документов компании. Если такое правило есть в коллективном договоре, придется сообщать о вакансиях в соседних городах.

По инициативе работодателя, в том числе по сокращению штата, нельзя уволить беременных сотрудниц, женщин с детьми в возрасте до трех лет, одиноких матерей или других одиноких кормильцев, воспитывающих ребенка до 18 лет, а также единственного кормильца в семье, где трое детей, одному из которых меньше трех лет. Все они имеют право продолжить работу в своей же должности, пока сохраняют статус льготника. При закрытии им также необходимо предложить работу в другом офисе или точке.

Если в трудовом договоре конкретный магазин не указан как рабочее место, работодатель имеет право переместить сотрудника, просто издав приказ об этом. Об этом говорит ст. 72.1 ТК.

Если сотрудник отказывается от предложения, можно обсудить с ним увольнение по соглашению сторон с выплатой компенсации. Или же основой станет вышеупомянутое изменение условий труда из-за организационных или технических изменений. Закрытие офиса и перевод по другому адресу тоже подпадают под эту статью ТК. Если работник не согласен, основанием для увольнения будет выступать ч. 1. п. 7 ст. 77 ТК – отказ от работы в новых условиях.

3. Увольнение в связи с ликвидацией возможно, лишь если работодатель полностью прекращает свою деятельность в данной местности, закрывает единственное представительство, офис или магазин. Часто в регионе работает несколько магазинов одной торговой марки, но открытых по франшизе разными предпринимателями. И когда один из них закрывает бизнес, это будет считаться ликвидацией.

Тогда компания расторгает договоры с сотрудниками по п. 1 ст. 81 ТК, предупредив об этом за два месяца. Здесь перед обстоятельствами равны все: и рядовые сотрудники, и социально защищенные (беременные, с детьми и т. д.). При увольнении платится пособие в размере среднего заработка, хотя компания вправе выплатить и сразу два заработка. А если человек встанет на учет в службу занятости, может получить выплаты за второй и третий месяцы до дня, пока не найдет работу. Об этих деталях люди могут не знать, и менеджерам по персоналу надо рассказать им о правах и возможностях, чтобы снизить негативные эмоции.

Поделиться:

[block id="17"]
Нет комментариев

Добавить комментарий

×
Рекомендуем посмотреть