Подмену номера признают официальной угрозой для абонентов
Минцифры систематизирует борьбу с телефонными мошенниками, имитирующими чужой номер, чтобы добиться доверия. Ведомство добавит подмену номера в качестве одной из угроз в правила для сетей связи. После этого Роскомнадзор разработает регламент борьбы с этим видом обмана.
Минцифры предложило ввести в правовое поле понятие «угроза подмены абонентского номера». Технологию маскировки номера звонящего под колл-центр банка, к примеру, хорошо освоили мошенники. Чтобы контролировать борьбу с этим злом, Минцифры нужно внести подмену номера звонящего в «Правила централизованного управления сетью связи общего пользования». В них в том числе определяются виды угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования сети связи.
«В настоящее время угроза подмены абонентского номера или уникального кода идентификации абонента ни в каком виде не закреплена на законодательном уровне, – заявил замглавы Минцифры России Олег Иванов. – Введение в правовое поле данной угрозы позволит Роскомнадзору на законных основаниях в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования обязать операторов не пропускать вызовы с фальшивых номеров».
Регламент реагирования на новую угрозу в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования разработает Роскомнадзор по согласованию с Минцифры и ФСБ, заявил представитель Минцифры.
В ведомстве уже разработан проект постановления правительства о внесении изменений в «Правила централизованного управления сетью связи общего пользования». Он размещен на сайте правовых актов 20 апреля.
Изначально техническая возможность подменить номер звонящего была предусмотрена провайдерами для удобства определенных категорий клиентов. Например, крупные компании могут подменять номера телефонов сотрудников (сейчас у многих компаний сотрудники колл-центров работают на удаленке), чтобы клиенты перезванивали на единый номер. Менять номер позволяет услуга SIP-телефонии, которую предоставляют многие провайдеры. Услугу изменения номера предлагает, например, телекоммуникационная компания «Манго телеком».
При любом звонке по сотовой сети для идентификации звонящего используется два параметра, говорит управляющий партнер и основатель российского хостинг-провайдера RUVDS Никита Цаплин: «Первый – это идентификатор номера для биллинга, который подменить нельзя, а второй – Caller ID – высвечивается на экране вызываемого абонента. Его-то и подменяют злоумышленники при звонках. Наиболее часто такой вид мошенничества связан со звонками из банков».
В начале 2020 г. крупнейшие операторы МТС, Tele2, «Мегафон» представили специальное технологическое решение, которое информирует в режиме реального времени банки, если с их номеров кто-то начинает обзвон.
Отслеживать такие звонки недостаточно, отмечает гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков: «Большая проблема состоит в том, как поймать этих мошенников. Помимо тех, кто звонит «из банка», есть еще продажи сомнительных товаров, лекарств. В этих случаях отследить звонок с фальшивого номера практически невозможно».
Как писали «Ведомости», с сентября 2020 г. по февраль 2021 г. телефонные мошенники похитили с помощью схемы подмены телефонных номеров более 6,7 млн руб. В начале февраля МВД разместило заказ на сайте госзакупок на доработку своего мобильного приложения в части добавления в него модуля «Антимошенник», стоимость контракта составила 62,9 млн руб.
Представители «Вымпелкома» и «Мегафона» отказались от комментариев. Представитель Tele2 не ответил на запрос «Ведомостей».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.