Что такое дезинформация или ложная информация
Дезинформация — возвышенный до уровня творческого метода принцип деятельности буржуазной прессы, одно из средств пропаганды. Проявляется в извлечении недобросовестными журналистами политических фактов по социально острым вопросам с целью дальнейшей подачи в извращенном содержании.
Информационные и дезинформационные коммуникативные цепи
Информация и дезинформация располагаются на разных уровнях одного и того же параметра, поэтому переход между ними чаще всего носит условный характер. Когда для Горького печатали специальный экземпляр «Правды», в котором весть об аресте заменяли россказнями о ловле крабов, то это нельзя было назвать дезинформацией, поскольку в стране, действительно, одновременно арестовывали врагов народа и ловили крабов. И то, и другое является правдой и соответствует реальности. Здесь дезинформационный компонент возникает на более высоком уровне — системном. На уровне конкретного сообщения — это информация, на уровне системы коммуникации в целом — дезинформация. Таким образом, Горький, получая только достоверные сообщения, подвергался дезинформации.
Стандартная информационная цепочка состоит из набора следующих компонентов: источник — сообщение — канал — аудитория. Дезинформационная цепь строится на замене одного или нескольких компонентов псевдокомпонентом. Но успех такой дезинформационной кампании определяется также тем, что потребитель в определенный момент испытывает дефицит информации. И ему помогают восполнить этот дефицит.
Дезинформационный компонент часто используют при решении военных или мирных, например избирательных, задач. Например, «черные» радиостанции Второй мировой войны, которые вещали как-будто из Германии, хотя принадлежали союзникам. В дезинформации для сохранения ее влияния обязательно должны быть корни информации. Ф.Тейлор вспоминает еще один компонент эффективности: чтобы быть действительной, «черная» операция должна сохранять скрытость.
В Китае активно использовали подобные дезинформационные методы. Во время Корейской войны был поднят шум по поводу использования Америкой биологического оружия, хотя в действительности этого не было. Целью была расположить к себе международную общественность за счет ухудшения репутации противника.
Дезинформация является дезинформацией, когда она подается в контексте правды.
Варианты искривления информационного пространства
При стандартном подходе к информационному пространству — оно служит автоматическому отражению реальности. Но его современное развитие проводит к тому, что информационное пространство может функционировать автономно от реальности. Дезинформацию можно определить, как интенсивное искривление информационного пространства.
Черный пиар
Это негативная информация (дезинформация), материалы о личности, политическом деятеле или политической партии, компании в целом и т.д. Подается с целью сделать антирекламу и сформировать негативное отношение целевой аудитории. Это умышленная дезинформация СМИ.
Политическая реклама создает своим кандидатам определенный имидж, в котором подчеркивается отличие отдельных деятелей. Сформированный образ должен ассоциироваться с подсознательными симпатиями масс, с тем, что льстит их самолюбию или неудовлетворенным потребностям. Очень часто мы видим использование черного пиара в политике. Это делается специально, чтобы этот созданный имидж политического деятеля вызвал у аудитории негативное отношение.
Все это происходит в рамках большой конкуренции, и каждый имиджмейкер делает для своего лидера все возможное, чтобы сохранить созданный достойный имидж. Запускается антиреклама на телевидении, радио и в прессе: дезинформация личной жизни лидера, его недостатки в политической деятельности и тому подобное. И таким образом распространяется дезинформация в СМИ и на рекламном рынке, которая носит название «черный пиар».
Антиреклама, дезинформация бывает не только по отношению к политическим партиям и деятелям. Она может быть направлена против той или иной компании, исполнительного лица, определенного продукта, социальных, культурных ценностей.
Как отличать дезинформацию
Главным признаком ложной информации является отсутствие конкретики. Правдивый материал:
- содержит много деталей;
- имеет беспристрастное изложение;
- лишен эмоциональных умозаключений;
- не навязывает мнение и выводы.
Правдивое событие сопровождается:
- временем;
- местом;
- участниками;
- очевидцами.
В ложной информации часто нет фото, видео, место не уточняется, участники не прописываются и даже может отсутствовать имя репортера.
Бороться с дезинформацией помогает лишь сопоставление, проверка и анализ фактов, изучение нескольких источников информации, умение читать между строк и предпочтение проверенным СМИ, а не социальным сетям, где в основном и допускаются непроверенные факты.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.