Что такое дезинформация или ложная информация

Дезинформация

Дезинформация — возвышенный до уровня творческого метода принцип деятельности буржуазной прессы, одно из средств пропаганды. Проявляется в извлечении недобросовестными журналистами политических фактов по социально острым вопросам с целью дальнейшей подачи в извращенном содержании.

Информационные и дезинформационные коммуникативные цепи

Информация и дезинформация располагаются на разных уровнях одного и того же параметра, поэтому переход между ними чаще всего носит условный характер. Когда для Горького печатали специальный экземпляр «Правды», в котором весть об аресте заменяли россказнями о ловле крабов, то это нельзя было назвать дезинформацией, поскольку в стране, действительно, одновременно арестовывали врагов народа и ловили крабов. И то, и другое является правдой и соответствует реальности. Здесь дезинформационный компонент возникает на более высоком уровне — системном. На уровне конкретного сообщения — это информация, на уровне системы коммуникации в целом — дезинформация. Таким образом, Горький, получая только достоверные сообщения, подвергался дезинформации.

Стандартная информационная цепочка состоит из набора следующих компонентов: источник — сообщение — канал — аудитория. Дезинформационная цепь строится на замене одного или нескольких компонентов псевдокомпонентом. Но успех такой дезинформационной кампании определяется также тем, что потребитель в определенный момент испытывает дефицит информации. И ему помогают восполнить этот дефицит.

Дезинформационный компонент часто используют при решении военных или мирных, например избирательных, задач. Например, «черные» радиостанции Второй мировой войны, которые вещали как-будто из Германии, хотя принадлежали союзникам. В дезинформации для сохранения ее влияния обязательно должны быть корни информации. Ф.Тейлор вспоминает еще один компонент эффективности: чтобы быть действительной, «черная» операция должна сохранять скрытость.

В Китае активно использовали подобные дезинформационные методы. Во время Корейской войны был поднят шум по поводу использования Америкой биологического оружия, хотя в действительности этого не было. Целью была расположить к себе международную общественность за счет ухудшения репутации противника.

Дезинформация является дезинформацией, когда она подается в контексте правды.

Варианты искривления информационного пространства

При стандартном подходе к информационному пространству — оно служит автоматическому отражению реальности. Но его современное развитие проводит к тому, что информационное пространство может функционировать автономно от реальности. Дезинформацию можно определить, как интенсивное искривление информационного пространства.

Черный пиар

Это негативная информация (дезинформация), материалы о личности, политическом деятеле или политической партии, компании в целом и т.д. Подается с целью сделать антирекламу и сформировать негативное отношение целевой аудитории. Это умышленная дезинформация СМИ.

Политическая реклама создает своим кандидатам определенный имидж, в котором подчеркивается отличие отдельных деятелей. Сформированный образ должен ассоциироваться с подсознательными симпатиями масс, с тем, что льстит их самолюбию или неудовлетворенным потребностям. Очень часто мы видим использование черного пиара в политике. Это делается специально, чтобы этот созданный имидж политического деятеля вызвал у аудитории негативное отношение.

Все это происходит в рамках большой конкуренции, и каждый имиджмейкер делает для своего лидера все возможное, чтобы сохранить созданный достойный имидж. Запускается антиреклама на телевидении, радио и в прессе: дезинформация личной жизни лидера, его недостатки в политической деятельности и тому подобное. И таким образом распространяется дезинформация в СМИ и на рекламном рынке, которая носит название «черный пиар».

Антиреклама, дезинформация бывает не только по отношению к политическим партиям и деятелям. Она может быть направлена против той или иной компании, исполнительного лица, определенного продукта, социальных, культурных ценностей.

Как отличать дезинформацию

Главным признаком ложной информации является отсутствие конкретики. Правдивый материал:

  • содержит много деталей;
  • имеет беспристрастное изложение;
  • лишен эмоциональных умозаключений;
  • не навязывает мнение и выводы.

Правдивое событие сопровождается:

  • временем;
  • местом;
  • участниками;
  • очевидцами.

В ложной информации часто нет фото, видео, место не уточняется, участники не прописываются и даже может отсутствовать имя репортера.

Бороться с дезинформацией помогает лишь сопоставление, проверка и анализ фактов, изучение нескольких источников информации, умение читать между строк и предпочтение проверенным СМИ, а не социальным сетям, где в основном и допускаются непроверенные факты.

Поделиться:

[block id="17"]
Нет комментариев

Добавить комментарий

×
Рекомендуем посмотреть