Платные дороги в России – самые дорогие в Европе
Европа платит меньше
Сеть платных дорог в Европе и США начала активно развиваться во второй половине XX в. Сейчас в мире больше 23 млн км дорог, из них 140 000 – платные. Такие дороги есть более чем в 30 странах. В Венгрии, Индонезии, ЮАР и Испании доля платных дорог – как государственных, так и частных – составляет до 10% от протяженности основной дорожной сети; в Италии, Японии, Малайзии и Мексике – до 15%; в Южной Корее, Аргентине и Франции – до 30%. В ЮАР, Бразилии, Малайзии, Венгрии, Испании и Италии все платные автомобильные дороги являются частными, а в Японии принадлежат государству.
В мировой практике основная цель введения оплаты за проезд – создание нового источника финансирования дорожного строительства для государственных дорог и возврат средств частным инвесторам в том числе за их строительство или реконструкцию. Одной из основных используемых в мире форм финансирования создания и эксплуатации дороги является концессионное соглашение, по которому государственная дорога передается во владение инвестору на длительный срок – как правило, более 30 лет. Тот назначает тарифы и собирает плату за проезд. По окончании срока соглашения дорога возвращается государству. Как правило, платность вводится на скоростных магистралях федерального значения, а также на дорогостоящих объектах, создаваемых с привлечением частных инвестиций (сложные мосты, тоннели).
В Европе самая протяженная сеть платных дорог – во Франции: около 9000 км.
В Белоруссии платными являются 1512 км дорог – в 2 раза больше, чем в России. Из них 610 км приходится на трассу М1 от Бреста до границы с Россией. Стоимость проезда одинакова для всех дорог и для любого времени суток: от 3 руб. (0,04 евро по курсу ЦБ на 14 декабря) для легковых до 11 руб. (0,145 евро) для четырехосных автомобилей массой более 3,5 т. Правда, платят не все – владельцы легковых автомобилей, зарегистрированных в странах Таможенного союза, освобождены от оплаты дороги.
В Западной Европе расценки выше. Во Франции в среднем для легкового автомобиля цена проезда составляет от 3,8 до 7,57 руб./км (0,05–0,1 евро/км). В Италии плата за проезд взимается почти на всех автомагистралях и на дорогах Рима. В среднем стоимость проезда по платным магистралям Италии сопоставима с проездом по дорогам Франции (для легкового автомобиля – от 3,8 до 7,57 руб./км). Поездка по одному из самых протяженных маршрутов из Болоньи в Таранто по автомагистрали А14 протяженностью около 780 км обойдется в 3936 руб., или 5 руб./км пути. На дороге Brebemi, идущей к Милану (длина – 62,1 км, цена – $3,1 млрд), стоимость проезда составляет 12,8 руб./км для легкового автомобиля, подсчитали специалисты практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «НЭО Центр».
Проезд по итальянским тоннелям в расчете на 1 км пути намного дороже, чем проезд по автомагистралям. Например, за одноразовый проезд легкового автомобиля по тоннелю Монблан из Италии во Францию (11,6 км) стоимость составит 3179 руб. (274 руб./км), а при покупке абонемента на 10 поездок стоимость снизится до 984 руб. за одну поездку, или 84,8 руб./км. Проезд по другому итальянскому тоннелю (Сен-Бернар, 5,8 км) окажется дороже и составит для легкового автомобиля 326 руб./км.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.