Пандемия заставит корпорации отказаться от единого офиса в пользу распределенной модели

Модель традиционного офиса давно требовала изменений. Пандемия и введенные из-за нее ограничения показали, что существенную часть работы можно выполнять вне привычных кабинетов. Казалось, конец традиционной офисной жизни близок, скоро мы все перейдем на удаленную работу.

Эйфория закончилась несколько недель спустя после введения режима самоизоляции. Работники также начали замечать потерю концентрации в «домашнем офисе». Оказалось, что офис важен для корпоративной культуры, командной работы. Согласно исследованию WeWork, проведенному в июле этого года в США, Великобритании и ряде других стран, удаленная работа в среднем на 11% снизила способность к брейнштормингу и совместной креативной работе. Эффективность людей, которые в работе сильно полагаются на взаимодействие с коллегами (более 65% рабочего времени), на удаленке упала на 13–15%.

Сейчас происходит переосмысление самой идеи офиса – из места, в котором выполняются рабочие задачи, он превращается в пространство для обмена опытом и идеями. В условиях удаленной работы тем, кто привык к взаимодействию с сослуживцами, стало сложнее принимать решения, находить нестандартные решения и придумывать новые идеи, обучаться самим и учить новых работников. Дистанционное обучение и менторство – нетривиальная задача, требующая специальных программных решений, для этого недостаточно просто созвонов по скайпу и зуму. Очевидно, что необходимости возвращаться в офис full time для всех нет – это позволит сэкономить на аренде самим компаниям и удовлетворить запросы самих работников. Большинство опрошенных WeWork (90%) хотели бы работать из офиса хотя бы один день в неделю.

Но возвращение персонала требует принципиально нового подхода к организации пространства. В первую очередь офисы должны быть не такие «густонаселенные», чтобы у людей была возможность соблюдать дистанцию. Это ставит крест на идее гигантских штаб-квартир, к которым многие компании стремились раньше. Роль головного офиса сводится к месту, где коллеги могут иногда встречаться для обмена идеями и совместной работы.

В России уже есть компании, которые пошли по этому пути, – например, онлайн-ритейлер Lamoda после пандемии планирует около 20% рабочих мест в офисе в Москве оставить зафиксированными за сотрудниками, еще около 30% будет переоборудовано под зоны для переговоров и совместной работы, остальные места можно будет бронировать через онлайн-систему.

Другим решением может стать формат распределенного офиса – с одним центральным хабом и сателлитами в разных частях города. Это позволит сотрудникам выбирать наиболее близкое от дома место для работы, экономя время на дорогу, что в конечном счете позитивно скажется на балансе работы и личной жизни. Встречи в таких сателлитах помогут поддерживать корпоративный дух и организовывать страдающие из-за удаленки брейншторминги, в то время как компании смогут сэкономить на аренде дорогостоящих штаб-квартир в центре.

WeWork сам начал использовать модель распределенного офиса в Нью-Йорке. До пандемии большая часть персонала компании работала в центральной штаб-квартире в квартале Челси на Манхэттене. На время карантина «центральными» были назначены еще три пространства, также люди могли работать из любой ближайшей к их дому локации WeWork в Нью-Йорке (их более 160). В результате около половины работало не из центральных офисов.

В июльском отчете аналитики CBRE указывали, что офис-хаб будет нужен компаниям для решения корпоративных и имиджевых задач – с его помощью можно привлекать и удерживать молодых специалистов, для которых важны статус компании и корпоративная культура. В то время как в сателлитах смогут работать постоянные и удаленные сотрудники, которые живут в спальных районах города или даже других городах. Такая модель поможет компаниям нанимать специалистов в менее конкурентных городах, а значит, сэкономить на найме и предоставить работникам менее густонаселенное рабочее пространство. Даже технологические компании, известные своими кампусами, за последнее время увеличили арендуемые площади в городах – например, Facebook в августе арендовал офисное пространство в здании бывшей почты на Манхэттене в Нью-Йорке, а Amazon планирует разместить тысячи работников в здании The Lord & Taylor Building. Всерьез рассматривают модель распределенного офиса консалтинговые компании Deloitte и KPMG в надежде, что это поможет им сэкономить на офисах и удовлетворить запросы персонала после пандемии, главный из которых – быстро добираться до работы.

Мы видим растущий спрос со стороны корпоративных клиентов во время и после пандемии – по итогам II квартала 2020 г. выручка WeWork от корпоративных клиентов впервые превысила 50%. В России доля корпораций среди резидентов еще выше – почти 80%. Мы получаем запросы от компаний из различных сфер – от недвижимости до e-commerce и инвестиций: они думают над использованием нескольких пространств WeWork как раз для реализации модели распределенного офиса.

Сегодня компании пересматривают свои потребности в офисах. Главное, что они ищут, – это гибкость: возможность быстро сократить или увеличить количество мест или переоборудовать офисы вплоть до создания распределенной сети по всему городу. Поэтому мы верим, что спрос на гибкие офисные пространства продолжит рост.

Поделиться:

[block id="17"]
Нет комментариев

Добавить комментарий

×
Рекомендуем посмотреть