Кино шаговой доступности

Сегодня, в период расцвета онлайн-кинотеатров, традиционные площадки формируют вокруг себя сообщества преданных зрителей-синефилов, для которых поход в кино – возможность стать активным соучастником «киносеанса», а не просто пассивным зрителем. Выбор опций широкий: эксклюзивные просмотры в разных форматах, дискуссии, творческие встречи, лекции и т. д. Новый «клубный» формат московских кинотеатров реализуется в зависимости от аудитории, географии и даже истории места.

Кинотеатры для москвичей, клуб для соседей и друзей – вот формула сети «Москино». Расположенные в жилых сталинках ее кинотеатры «Факел», «Искра», «Юность» и другие, а также ретро-кинотеатр «Звезда», работающий в формате кинокафе, хорошо известны жителям соответствующих районов и достаточно популярны.

История «Москино» началась в 1932 г., когда был образован Трест московских городских кинотеатров «Мосгоркино». Сегодня в сеть, деятельность которой финансируется из столичного бюджета, входят 13 городских кинотеатров. Три года назад в «Москино» пришла новая команда, кинотеатры начали переоснащаться, был проведен их ребрендинг – новый визуальный образ и айдентику разработала «Мастерская Димы Барбанеля».

Локация кинотеатра определяет его репертуар и способ его подачи зрителям, рассказывает Наталья Мокрицкая, гендиректор «Москино». Например, «Звезда», «Факел», «Искра» или «Юность» известны своим арт-репертуаром – показами авторского кино, ретроспективами, встречами с авторами. А «Березка», «Полет» или «Вымпел», которые находятся в отдаленных районах Москвы, отличает «семейный» репертуар, востребованный у местных жителей.

Есть и уникальный контент – 5000 наименований из архива «Москино». В результате аудитория кинотеатров может увидеть редкие картины на большом экране, которые больше нигде не демонстрируются. Другой интересный опыт сети – специализированные сеансы для слабослышащих зрителей (такие проводит, в частности, «Москино Тула»). Для них фильмы демонстрируются с особыми субтитрами, описывающими в том числе фоновые звуки и музыку. В таком формате в «Москино» показывали, например, «Одессу» Валерия Тодоровского.

Место встречи

Кино всегда было одной из самых любимых форм досуга жителей Москвы. Не случайно практически в каждом спальном районе во времена СССР был свой кинотеатр. Сегодня многие районные кинотеатры, построенные в 1960–1980 гг., преобразуются в многофункциональные центры «Место встречи» в рамках проекта, который ведет девелопер ADG Group.

Концепция описывается так: «Места встречи» – это «пространства, где местные жители могут решать бытовые проблемы и проводить время с интересом и пользой в шаговой доступности от дома». Изначально предполагалось, что до конца 2020 г. после реновации заработают 39 районных центров, однако на данный момент открыто только семь, в этом году должны появиться еще шесть (подробно о ходе проекта и его проблемах «Ведомости» писали 16 февраля). Торговые площади в «Местах встречи» занимают не более 50% каждого объекта, еще 15–20% – кафе и рестораны. То есть не менее 30% площади помещений отдается под досуговую и образовательную составляющие, в том числе кинопоказ.

Большинство зданий в рамках проекта «Место встречи» возведено заново на местах прежних районных кинотеатров. Их типовой внешний вид определяет дизайн-код, разработанный британским бюро Аманды Левит. А за индивидуализацию и память места отвечают исторические вывески с названиями кинотеатров, повторяющие оригинальные образцы. «Цель этого проекта – в восстановлении исторических функций зданий районных кинотеатров, – рассказывает Григорий Печерский, управляющий партнер ADG Group. – Во многих объектах на момент начала реконструкции кинопоказ был приостановлен – в ряде случаев здания настолько обветшали, что перестали соответствовать современным нормам безопасности. И нам было важно вернуть людям возможность смотреть кино в шаговой доступности от дома». За репертуар отвечает партнер девелопера проекта – компания «Каро», впрочем, и сама ADG Group, по словам Печерского, принимает в его определении активное участие. Афиша формируется в соответствии с предпочтениями местных жителей.

«Выбирать из множества культурных событий самые важные и превращать их в ценный и понятный опыт для каждого» – так описывает свою концепцию кинотеатр «Пионер», которым владеет компания «Чентромобиле-Пионер», принадлежащая AN&N Александра Мамута. По словам директора «Пионера» Кирилла Хованского, сейчас кинотеатр – центр целой экосистемы и «формирующегося сообщества людей, требовательных к качеству изображения, звука и предпочитающих смотреть фильмы на языке оригинала с субтитрами».

«Пионер», расположенный на Кутузовском проспекте в здании бывшего детского кинотеатра 1953 года постройки, в обновленном виде открылся в октябре 2009 г. и быстро стал популярным местом для ценителей настоящего кино. В его «экосистеме», помимо кинотеатра, книжный магазин Pioner Bookstore и ресторан «Пион». В интерьере – торжественность и лоск сталинского ампира, в репертуаре – кино как искусство, в программах – личное общение с известными деятелями современной культуры. В частности, здесь проходили встречи с Андреем Звягинцевым, Павлом Пепперштейном, Покрасом Лампасом и многими другими значимыми персонами культурного ландшафта. «Пионер» выпускает собственный популярный подкаст, по материалам которого готовится к выходу книга Pioner Talks.

Сохраняя память места, по воскресеньям «Пионер» проводит детские кинолектории – юные зрители знакомятся с мировой киноклассикой, обсуждают фильмы с известными режиссерами, мультипликаторами, актерами и даже учеными. В кинотеатре всего два зала по 84 места в каждом, но камерность и стиль делают его идеальной площадкой для красивых светских мероприятий, премьер и специальных показов.

Вход по приглашениям

Еще одна важная точка на кинокарте столицы – кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади. Его в 1909 г. открыл домовладелец Роберт Альберт Брокш. В 1913 г. русский кинопромышленник Александр Ханжонков выкупил у Брокша это здание и поручил его переустройство с целью увеличения посадочных мест и придания более современного вида модному в ту пору архитектору Федору Шехтелю. Фасад оформили в неоклассическом стиле с античным декором, провели систему парового отопления. Фойе сделали на манер театрального – с гардеробными, хрустальными люстрами, пальмами в кадках, эстрадой. Зрительный зал вместе с балконом стал вмещать до 900 человек, и места делились также по театральному принципу: высокие гости располагались в ложе, разночинцы – в партере, галерку отводили для студентов и небогатой публики. На протяжении всей своей истории «Художественный» оставался одной из главных киноплощадок столицы, но к 2000-м его слава угасла. Вернуть обветшавшему кинотеатру исторический облик и вдохнуть в него новую жизнь взялась в 2016 г. все та же компания AN&N. Архитектурную концепцию разработало немецкое бюро Merz Merz, интерьеры – испанское бюро Lazaro Rosa-Violan, проектирование и реализацию сопровождало бюро Strelka CA.

В итоге по чертежам Шехтеля был полностью восстановлен фасад, на своих местах теперь и исторические надписи «Художественный электротеатр», «Входъ» и «Выходъ». А в интерьер вернулись идентичная исторической лестница, дубовые двери и лепнина. Что касается содержания, то обновленный «Художественный» будет работать как кинотеатр премьерного показа и фестивальный центр, освещающий мировую киноповестку. Новую жизнь кинотеатр уже начал – премьерным показом фильма Ренаты Литвиновой «Северный ветер» 6 февраля. Но для регулярных киносеансов «Художественный» пока закрыт.

Поделиться:

[block id="17"]
Нет комментариев

Добавить комментарий

×
Рекомендуем посмотреть